Ежегодно в начале декабря в Российской Федерации проводится Декада инвалидов, к этой дате было приурочено проведение коммуникационной площадки «Психолого-педагогическая реабилитация инвалидов, детей-инвалидов в условиях обучения в общеобразовательной организации».
- Мероприятия Декады ставят своей целью высветить проблему интеграции людей с ограничениями жизнедеятельности в жизнь социума; донести до каждого члена общества мысль о том, что в мире большое количество людей в той или иной мере ограничены в своих физических, интеллектуальных и сенсорных возможностях. Но, несмотря на это, они могут быть максимально активно включены во все сферы общественной жизни. Решение данных задач отвечает целевым ориентирам разработанной в регионе «Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года», - отметила заместитель министра образования и науки Курской области Татьяна Сорокина.
Сегодня в Курской области, по данным регионального Пенсионного фонда, проживают более 5 тысяч детей-инвалидов. Из них почти полторы тысячи детей посещают обычные дошкольные образовательные учреждения, а около 1200 ребят ходят в обычные школы.
Дети-инвалиды с соматическими, неврологическими заболеваниями могут обучаться как инклюзивно, так и в отдельных классах и организациях. При инклюзивном обучении специалисты используют индивидуализацию учебного процесса, развитие коммуникационных навыков, участие во внеурочной деятельности.
Обучение детей с нарушениями психофизического развития предполагает создание особых условий, в частности, универсальной безбарьерной среды и оснащение образовательных организаций специальным оборудованием, учебными пособиями, программами.
Помимо индивидуализации учебных занятий в работе с такими детьми могут применяться разные современные методы и подходы к обучению: семейная психотерапия, социально-психологические тренинги, библиотерапия, арттерапия и другие.
Особое внимание участники площадки уделили необходимости прохождения обследования детьми-инвалидами на психолого-медицинской педагогической комиссии (ПМПК). На комиссии проводится диагностическое обследование, определяется уровень интеллектуального развития ребенка, оценивается зона его ближайшего развития. В итоге выдаются рекомендации по обучению и воспитанию, которые родители (законные представители) представляют в образовательную организацию.
Специалисты уверены, что прохождение ПМПК позволит педагогам более точно определять, какие приемы и методы использовать при работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, а в конечном итоге это позволит самим обучающимся более успешно адаптироваться в жизни.
К сожалению, пока еще не во всех образовательных организациях созданы условия для комплексного сопровождения обучающихся инвалидов. Проблемой является дефицит квалифицированных кадров: учителей-логопедов, дефектологов, педагогов-психологов.
Также на встрече обсудили вопросы нормативно-правового обеспечения реабилитации или абилитации инвалидов, детей-инвалидов в образовательных организациях. Было представлено трехстороннее Соглашение о взаимодействии между министерством образования и науки Курской области, министерством здравоохранения Курской области и главным бюро медико-социальной экспертизы по Курской области министерства труда и социальной защиты РФ.
Добавим, организатором мероприятия, инициатором подписания нового трехстороннего Соглашения и нового регионального порядка организации работы по реализации перечня мероприятий в образовательных учреждениях региона по координации, разработке и реализации ИПРА инвалида, ребёнка инвалида в части психолого-педагогической реабилитации и абилитации является Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения.