Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Рейтинг:   / 0
1
5
 

Сотрудники лаборатории «Развитие университетов» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» подготовили аналитический доклад, где рассмотрели вопросы, связанные с межрегиональной мобильностью студентов и выпускников университетов России.

В Российской империи к концу XIX века насчитывалось всего девять университетов, восемь из которых располагались в европейской и только один — Императорский Томский университет — в восточной части страны. «Западный дрейф» по-прежнему распространяется на территорию всей страны с концентрацией в крупных мегаполисах. Так, и сегодня наибольшее количество вузов находится в двух университетских центрах: в Москве (183 вуза по состоянию на 2015 год) и Санкт-Петербурге (77 вузов). При этом, например, в Ненецком Автономном округе нет ни одного вуза, а система высшего образования Республики Алтай состоит из одного университета, что существенно ограничивает выбор специальностей для потенциальных студентов.
В целом, наличие университетов в городе и регионе способствует усилению межрегиональной и межстрановой мобильности молодежи. Это позволяет перераспределять человеческие ресурсы как внутри страны, так и за ее пределами, привлекая иностранных студентов и преподавателей.
Результаты последних исследований показывают, что после установления единых правил приемной кампании для всех вузов России и внедрения в 2009 году Единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ)
возросла вероятность переезда выпускников школ в другие регионы: увеличился поток абитуриентов из провинциальных городов в крупные центры с развитыми университетскими системами, что связано с целым спектром социально-экономических факторов, однако главную роль в привлекательности региона играет его экономическое развитие.
Поскольку молодежь ищет для себя новые образовательные и экономические возможности, неоднородность развития и распределения университетов по стране является важным фактором, который способствует усилению мобильности студентов и приводит к перемещению человеческих ресурсов между регионами. Их дальнейшее трудоустройство также оказывает влияние на региональное развитие. Фактически перед выпускником вуза всегда стоит выбор между тем, чтобы вернуться в свой родной город, остаться в регионе, где он окончил университет, или переехать в другой регион.

Востребованность университетов региона

Под «востребованностью» региональной системы высшего образования здесь понимается совокупность факторов, которые способствуют привлечению выпускников школ других регионов и удержанию выпускников школ «домашнего» региона.
Оценка востребованности университетов региона проводилась на основе сравнения потоков выпускников школ и студентов, зачисленных на первый курс очной формы обучения в вузы региона сразу после окончания школы. Если это количество студентов превышает численность выпускников школ региона, то регион можно считать востребованным среди абитуриентов.
С учётом корректировки данных, которая позволяет учесть ту часть выпускников, которая не идет в вузы сразу после окончания школы, а, например, поступает на программы среднего профессионального образования, уходит в армию, выходит на рынок труда либо остаётся незанятым, по данным 2015 года, в среднем по России 67% выпускников школ сразу после окончания школы поступили на очные программы в высшие учебные заведения.
По результатам этой оценки, 20 региональных систем являются востребованными, т.е. привлекают больше студентов, чем местная система среднего общего образования их «производит». Лидируют три региона: Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, Томская область. Курская область с показателем востребованности 0,99 занимает 21-ю позицию. Неплохо, если учесть, что среднее значение по стране равно 0,79, что свидетельствует о том, что для российских регионов в большей степени характерен отток абитуриентов и концентрация их в отдельных крупных регионах с развитой системой высшего образования.
Именно поэтому ряд субъектов России проводит активную политику по финансированию обучения выпускников школ в ведущих вузах страны по программам целевой подготовки. Подобные программы позволяют снизить риски, вызванные «утечкой» молодых специалистов из регионов. Хотя проблема низкой доли возврата студентов, обучавшихся в рамках целевого направления, остается по-прежнему особо актуальной.

Трудоустройство и миграция выпускников

Показатель послевузовской миграции выпускников вузов представляет собой долю уехавших из региона выпускников в общей численности выпускников вузов региона, без учёта физического перемещения выпускников вузов из одного региона в другой. При расчетах показателя послевузовской миграции учитываются студенты очно-заочной и заочной форм обучения. В связи с этим студенты изначально могут жить и работать не в том регионе, где располагается вуз, и приезжать исключительно на учебу. С точки зрения интерпретации полученных результатов учет такого рода студентов также свидетельствует о степени открытости университетов рынкам других регионов.
По данным Мониторинга трудоустройства, более половины регионов России выпускают менее 5 000 студентов. В Курской области эта цифра равна 7078 человекам.
Существенная дифференциация между регионами проявляется также и в значениях показателя послевузовской миграции, которые варьируются от 0.08 до 0.57, то есть от 8% до 57% выпускников высших учебных заведений трудоустраиваются в другом регионе. В половине регионов доля таких выпускников составляет от 30% до 40%, в том числе в Курской области – 37%.

Типология регионов

Анализ итоговой типологии регионов по двум предложенным в исследовании показателям позволил выявить интересные закономерности в потоках студентов и выпускников вузов в отдельных регионах. Выделяется немногочисленная группа регионов, которая аккумулирует значительные потоки, как студентов, так и выпускников вузов. В эту группу входят всего четыре крупных развитых региона с сильными вузами и высоким ВРП на душу населения.
Еще одна группа регионов характеризуется активным привлечением студентов, которые приезжают сюда в большей степени для обучения, чем для дальнейшего трудоустройства. Это регионы с сильными вузами, часть из которых являются участниками федеральных программ развития, в том числе программы развития опорных университетов. При этом, поскольку в эти регионы приезжает значительное число студентов, что после окончания университета большая доля выпускников вузов покидает регион.
Не менее интересной представляется третья группа регионов, которые, несмотря на значительный отток выпускников школ, сохраняют у себя значительную долю выпускников вузов.
Четвертая группа регионов характеризуется как оттоком потенциальных студентов, так и относительно высокой мобильностью выпускников вузов. Причины такой ситуации требуют дальнейшего анализа направления потоков студентов и выпускников, социально-экономической ситуации и структуры вузовской сети регионов.
Была выделена также пятая группа регионов, отнесение которых к определенной группе по имеющимся данным затруднительно: значения классифицирующих показателей, близкие к пограничным, наделяют эти регионы характеристиками, присущими нескольким группам. К этой «пограничной» группе причислена пока и Курская область.
В любом случае, разделение регионов на данные группы носит теоретических характер, для точных выводов и разработки рекомендаций необходим более пристальный анализ ситуации в каждом регионе с использованием дополнительных количественных и качественных данных. Надеемся, учёные продолжат свои исследования и в скором времени представят их результаты.
Что же касается данных на 2017 год, обучение в вузах Курской области по очной форме окончили 4684 человека: ЮЗГУ – 1586 (34 %), КГМУ – 1472 (31 %), КГУ – 1197 (26 %), КГСХА – 328 (7 %), КАГМС – 101 (2%).
1346 выпускников (около 29 % от общего выпуска) получили дипломы с отличием, 602 выпускника (около 13 % от общего выпуска) завершили целевое обучение.
1297 выпускников (около 28 % от общего выпуска) планируют продолжить обучение. 1978 человек намерены трудоустроиться в Курской области (42 % от общего количество выпускников или 58 % от количества выпускников, планирующих трудоустроиться).